© Юлия Глек, перевод и примечания, 2006.

 

 

ТОМАС ХЬЮЗ

THOMAS HUGHES

 

 

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ТОМА БРАУНА

TOM BROWNS SCHOOLDAYS

 

 

Перевод и примечания Юлии Глек

Оригинал здесь http://www.gutenberg.org/ebooks/1480

 

 

Предисловие переводчика

 

 

 

 

Предисловие переводчика

 

Роман Томаса Хьюза «Школьные годы Тома Брауна» – произведение, мало известное русскоязычным читателям, что само по себе необычно, поскольку основная масса англоязычной классики давным-давно переведена на русский язык. Впрочем, нельзя сказать, что эта книга вообще никогда не переводилась. Существует перевод Ф. Резерена, второе издание которого вышло в 1899 году под заголовком «Школьные годы Тома Брауна, описанные престарелым питомцем Ругби». Сейчас это библиографическая редкость. С тех пор, судя по всему, эта книга не вызывала интереса у отечественных издателей и переводчиков, несмотря на то, что является одним из самых известных – если не самым известным – «школьным романом», когда-либо написанным на английском языке. «Школьные годы Тома Брауна» вышли в свет в 1857 г. и были одним из первых образчиков этого жанра, очень популярного в викторианской Британии. Этот первый роман Томаса Хьюза стал бестселлером, за ним последовали бесчисленные подражания. «Школьные годы Тома Брауна» – один из немногих викторианских «школьных романов», которые переиздаются до сих пор. Характерной особенностью этого жанра является то, что действие происходит в школе-интернате, а события излагаются с точки зрения ученика. Современным воплощением «школьного романа» можно считать серию книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере с поправкой на то, что приключения Гарри разворачиваются не в реальном мире, а в волшебном мире фэнтези.

В отличие от Гарри Поттера, мир Тома Брауна вполне реален, и это реальность английской публичной школы середины девятнадцатого столетия. Словарь определяет public school как «привилегированное частное закрытое среднее учебное заведение для мальчиков (в Англии)» [1]. Увы, определение это неточно. Во-первых, неясно, о каких привилегиях в данном случае идёт речь. Публичные школы были школами для сыновей джентльменов, учёба в них стоила недёшево, и доступны они были далеко не всем. Но здесь мы имеем дело с привилегиями, которые даются богатством и положением в обществе. Такие привилегии существовали в любое время в любой стране, а публичная школа – это специфический британский общественный институт. Кроме того, называть школу «привилегированной» только потому, что она не всем по карману, – всё равно что называть «привилегированными» дорогие магазины и рестораны. Никаких осязаемых привилегий при поступлении, скажем, в Оксфордский и Кембриджский университеты выпускники публичных школ не имели. Более того, такого понятия, как аттестат о среднем образовании, без которого вас не примут в высшее учебное заведение, во времена Тома Брауна не было. Чтобы поступить в университет, нужно было сдать вступительный экзамен, а где и как вы будете к этому экзамену готовиться, никого не интересовало. Это могла быть публичная или частная школа, не исключалось и домашнее образование с гувернёрами и репетиторами. Окончить публичную школу было престижно, это свидетельствовало об определённом положении в обществе. Образование, получаемое там, было качественным. Но никаких привилегий – то есть преимущественных прав на что-либо – публичные школы своим выпускникам не давали.

 

ТОМАС ХЬЮЗ: краткий биографический очерк

 

 

 

Часть I

I

Семейство Браунов

II

Деревенский праздник

III

Войны и альянсы

IV

Почтовая карета

V

Рагби и футбол

VI

После матча

VII

Вхождение в колею

VIII

Война за независимость

IX

Череда неприятностей

 

Часть II

I

Ветер перемен

II

Новенький

III

Артур находит друга

IV

Любители птиц

V

Драка

VI

Лихорадка в школе

VII

Дилеммы и решения Гарри Иста

VIII

Последний матч Тома Брауна

IX

Finis

Далее, публичная школа не была частной. Это два разных типа английских школ. Частная школа – это коммерческое предприятие, принадлежащее частному лицу или группе лиц, его цель – получение прибыли. Публичная школа – это foundation school, то есть школа, существующая на доходы с капитала, который является доверительной собственностью, в основе её лежит акт благотворительности. Объяснить это лучше всего на примере. В качестве примера логично будет взять школу Рагби, коль скоро роман «Школьные годы Тома Брауна» именно о ней.

Рагби была основана в 1567 г. по завещанию Лоренса Шериффа (Lawrence Sheriff) – придворного бакалейщика Елизаветы I, пожалованного ею во дворянство. Шерифф родился и жил в окрестностях Рагби. Умер он бездетным, завещав основать на оставшийся после него немалый капитал школу на принадлежавшем ему земельном участке. Под школой подразумевалась бесплатная школа для мальчиков из Рагби и окрестностей. В течение 100 лет родственники Шериффа пытались оспорить его завещание в суде, один процесс следовал за другим. Наконец, в 1667 г. по делу было вынесено окончательное решение в пользу попечительского совета, управлявшего капиталом по завещанию Шериффа. С тех пор школа Рагби росла и развивалась. [5, 7]

Интересно здесь, однако, то, что воля завещателя всё-таки была выполнена с точностью до наоборот. Вместо бесплатной школы для местных детей Рагби превратилась в платную школу, в которой учились выходцы из многих английских графств. Этот факт невозможно было игнорировать, и в 1878 г. во исполнение первоначальных намерений Лоренса Шериффа была основана ещё одна школа – Lawrence Sheriff School, которая также финансируется из доходов с капитала Лоренса Шериффа.

И, наконец, публичная школа не была закрытой. Здесь та же проблема, что и с «привилегированной», – непонятно, что означает это слово в данном контексте. Неясно, кто, что и от кого закрыл. «Закрытыми» по праву могли называться женские школы того времени. По тогдашним понятиям о морали юная леди могла выйти на улицу не иначе как в сопровождении родителей, гувернантки или служанки. Если юная леди поступала в школу, не менее строгий надзор осуществлялся учительницами и директрисой. Но брат юной леди – ученик публичной школы – во внеурочное время мог идти на все четыре стороны и был лишь обязан вернуться на урок, перекличку или к закрытию школьных ворот. Поэтому публичная школа была настолько «открытой», насколько вообще может быть «открытой» школа-интернат.

Таким образом, не вызывает вопросов лишь та часть словарного определения английской публичной школы, где сказано, что это – «учебное заведение для мальчиков». Действительно, женских публичных школ не существовало, хотя частные были в изобилии. Впоследствии некоторые публичные школы – например, Рагби – стали в духе времени школами совместного обучения. Другие – такие как Итон и Хэрроу – остаются мужскими по сей день.

Школы, основанные по типу Рагби, были достаточно типичным явлением, и Рагби была далеко не первой из них. Нередко они основывались коронованными особами и другими выдающимися лицами. Итон, самая знаменитая и престижная из английских публичных школ, был основан в 1440 г. королём Генрихом VI. Школа Винчестер, которая также упоминается на этих страницах, была основана в 1382 г. Уильямом Уайкхемом (William of Wykeham) – епископом Винчестерским, канцлером Англии. Помимо этого Уильям Уайкхем основал ещё и Нью-колледж – один из колледжей Оксфордского университета. Этот колледж был основан как своеобразное продолжение Винчестера, где его выпускники могли бы продолжить своё образование. Точно в таком же отношении находился кембриджский Кингз-колледж к Итону. Процедура основания университетских колледжей принципиально ничем не отличалась от основания школ. Здесь нужно отметить ещё и тот факт, что слово «колледж» в английском языке может означать как среднюю школу, так и высшее учебное заведение. Так, официальное название школы Винчестер – Винчестерский колледж, а Хэрроу и Рагби официально именуются «школами». При этом все три относятся к разряду публичных школ. С Итоном дело обстоит ещё интересней. Он был основан как колледж для семидесяти стипендиатов, которые учились бесплатно – за счёт короля. Но со временем кроме этих семидесяти стипендиатов в Итоне появились и платные ученики, потом их количество значительно превысило количество бесплатных, но ядром школы по-прежнему оставался колледж, а стипендиаты, в отличие от остальных учеников, назывались «колледжерами». Во времена Томаса Хьюза Итон считался школой английской аристократии. Сейчас это  самая престижная и самая дорогая из британских школ и, пожалуй, самая знаменитая школа в мире. [5]

Не все подобные школы достигали известности и процветания. Многое зависело и от размера начального капитала, и от того, как были сформулированы условия в завещании или ином юридическом документе, на основании которого была создана школа. Случалось, что основатели завещали своё имущество городскому магистрату или же совету каноников городского собора с тем, чтобы на школу выделялась ежегодная фиксированная сумма. Но – увы и ах! – они не принимали в расчёт инфляцию. И если на момент основания школы в шестнадцатом веке пятидесяти фунтов стерлингов в год было вполне достаточно для её содержания, то триста лет спустя этой суммы, как остроумно заметил один викторианский джентльмен, не хватало даже на сигары директору [3]. Иногда возникали судебные процессы, целью которых было заставить держателей капитала поступать в соответствии с духом, а не буквой завещания и выплачивать школе сумму, соответствующую пятидесяти фунтам в шестнадцатом веке. Если добиться этого в судебном порядке не удавалось, получался порочный круг: мало денег – хорошие учителя не идут работать в школу – родители не отдают детей туда, где нет хороших учителей – количество учеников уменьшается – денег всё меньше и меньше.

И, конечно, огромное значение имела личность директора. До назначения директором в 1828 г. Томаса Арнольда (Thomas Arnold), с которым читатели встретятся на страницах романа под прозвищем Доктор, Рагби была ничем не примечательной школой, но под его руководством превратилась в образец, которому следовали другие публичные школы Англии. Влияние Арнольда на систему британского образования того времени в целом было очень велико. Примерно в то же время получила известность школа Шрусбери (Shrewsbury). Это была маленькая школа, с маленьким уставным фондом и маленькой территорией по сравнению с той же Рагби. Но это не мешало её выпускникам в середине девятнадцатого столетия блистать в Оксфорде и Кембридже, а славе школы греметь по всей Британии. Шрусбери повезло с директорами два раза подряд: сначала это был Сэмюэл Батлер (Samuel Butler), который директорствовал с 1798  по 1836 г., а затем его бывший ученик Бенджамин Кеннеди (Benjamin Kennedy), исполнявший обязанности директора с 1836 по 1866 г. Оба были замечательными филологами-классиками. [3]

Читатель вправе задать вопрос: если публичная школа не «привилегированная», не «частная» и не «закрытая», то какая же она тогда? На это трудно дать исчерпывающий ответ, потому что школы, объединяемые под этим названием, создавались в течение нескольких столетий и были очень непохожи друг на друга. Одни из них назывались колледжами, другие школами. Одни основывались королями, другие – бакалейщиками. Одни имели подчёркнуто аристократический характер, как Итон, другие были довольно демократичны, как Рагби. Не говоря уже о том, что одни были больше, а другие меньше, что располагались они в разных уголках Англии, что у каждой были свои собственные традиции и обычаи, а такой штуки, как единая учебная программа, во время, которое описывает Томас Хьюз, не существовало вообще. Что и как преподавалось в школе, во многом зависело от директора.

Дать чёткое определение публичной школе затруднялись даже сами викторианцы. «В просторечии термин «публичная школа» применяется только к более крупным из школ с уставным фондом. Допустим, существует маленькая «грамматическая школа» с уставным фондом, который даёт пятьдесят фунтов в год, где-нибудь в Боутоне; никто не называет её «публичной». Теперь предположим, что истёк срок какой-нибудь аренды, и доход с имущества достигает 3000 фунтов вместо 33 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов, директором становится видный учёный, и вот уже мальчики поступают сотнями и именуют себя «учениками публичной школы». <…> Я слышал, что винчестерцы и итонцы утверждают, что термин «публичная школа» следует употреблять исключительно по отношению к тем заведениям, в которых имеется колледж, или закрытая и бесплатная школа, в отличие от открытой и дорогой, <…> а также соответствующий университетский колледж – Нью-колледж и Кингз-колледж. Но никто, кроме них, этих ограничений не признаёт. Шрусбери является публичной школой точно так же, как Хэрроу или Рагби, хотя и количество учеников, и уставный фонд там не так велики», – писал в середине девятнадцатого столетия один выпускник Шрусбери своему другу в Соединённые Штаты. [3]

С точки зрения самого Т. Хьюза, изложенной в третьей главе настоящей книги, основная разница между публичной и частной школой заключалась в следующем: «Теория воспитания в частных школах основана на постоянном наблюдении за учениками во внеурочное время, и в этом состоит фундаментальное отличие от публичных школ». А отсюда с неизбежностью вытекает первая важная характеристика публичной школы – она была интернатом, ибо постоянное наблюдение во внеурочное время или же его отсутствие может служить фундаментальным отличием только для интерната. В дневных школах ответственность администрации и учителей прекращается вместе с окончанием последнего урока.  

Далее следует отметить, что образование в те времена носило чётко выраженный сословный характер. Различалось образование, приличествующее джентльмену, и образование, «необходимое для стояния за прилавком» [3]. Основой обучения в школах для джентльменов были классические языки – греческий и латынь, и литература на этих языках. Сейчас такой выбор предметов может показаться оторванным от жизни, но во времена Т. Хьюза он был не лишён практического смысла. Если джентльмен не имел достаточного состояния, чтобы не заботиться о хлебе насущном, выбор социально приемлемых для него профессий был не так уж и велик. Он мог служить в армии или во флоте, а если у него не было воинственных наклонностей, мог стать священником, юристом или врачом, причём этот последний род занятий стал считаться приличным для джентльмена только в девятнадцатом столетии. Латынь и греческий нужны были как для учёбы в Оксфорде и Кембридже, так и для последующей профессиональной деятельности. Римское право тогда изучали по первоисточникам, богословские труды штудировали на языке оригинала, медицинские рецепты выписывали на латыни. Школы, целью которых было дать учащимся знание латыни и греческого, достаточное для учёбы в университете и последующей церковной карьеры, стали появляться в Англии ещё в средневековье и назывались grammar schools – «грамматические школы», что хорошо отражало основной предмет обучения. Некоторые из них стали называться «публичными», и это означало, что в этих школах могли учиться все, кто мог позволить себе оплатить учёбу, без религиозных или иных ограничений. Об уровне преподавания классических языков в лучших из английских публичных школ середины девятнадцатого столетия может свидетельствовать высказывание современника, что некоторые их выпускники «с величайшей лёгкостью слагали прекрасные латинские стихи» [2]. Конечно, такие школы практически неминуемо должны были быть интернатами. В них съезжались со всех концов страны. Да в небольшом городишке вроде Рагби и не могло быть достаточно «местных кадров», претендующих на такое образование.

Суммируя всё вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что в середине девятнадцатого столетия публичной школой в Англии называлась школа-интернат для мальчиков, где основной упор делался на изучение классических языков – латыни и греческого; что это должна была быть достаточно крупная, старая и известная школа «с традициями», что учились там в основном сыновья джентльменов, хотя сословные перегородки не были абсолютно непроницаемыми, и сыновья нуворишей, не блещущие родословной, но платежеспособные, принимались тоже. И наконец, ученики пользовались свободой (в пределах разумного) во внеурочное время.

Однако к середине девятнадцатого столетия назрела необходимость в переменах. В Англии уже совершилась индустриальная революция. Мир стал другим, а программа обучения в публичных школах практически не менялась со времён средневековья. Публичные школы подвергались критике за недостаточное изучение математики, естественных наук и современных языков. Как ни странно это может показаться современному читателю, но английский язык как предмет в английских публичных школах середины девятнадцатого столетия не изучался вообще. «Парламентский отчёт о том, что изучается в Итоне за десять учебных лет в девятнадцатом столетии, должен привести публику в состояние некоторой обеспокоенности этим предметом, если такое вообще возможно», – писал влиятельный британский журнал «Эдинбургское обозрение» в январе 1845 г. Критика в адрес публичных школ привела к назначению парламентской комиссии, которая изучала их деятельность в 1861 – 1864 гг. Результатом её работы стал принятый парламентом в 1868 г. Public Schools Act  – закон о публичных школах, который сделал их независимыми от короны, государственной церкви или правительства. Это привело к постепенному переходу от традиционного классического образования к современной школьной программе. В парламентском акте от 1868 были упомянуты девять лучших публичных школ того времени: Итон (Eton College), Хэрроу (Harrow School), Винчестер (Winchester College), Вестминстер (Westminster School), Рагби (Rugby School), Сент-Полз (St Paul's School), Мёрчент Тэйлорз (Merchant Taylors' School), Чартерхаус (Charterhouse School), Шрусбери (Shrewsbury School). Поскольку до принятия этого закона ответ на вопрос, какие именно школы являются публичными, оставался довольно туманным, сейчас именно они и считаются первыми публичными школами Англии. [8]

Но это будет позже, в 1868, а действие романа Т. Хьюза происходит в 1830-х годах. Возвращаясь к этой книге, следует сказать, что «Школьные годы Тома Брауна» – это автобиографическое произведение, основанное на собственном школьном опыте автора, и выражает его субъективное отношение к школе Рагби. Не у всех оно было таким положительным. Несколько позже, в 1846 – 49 гг., в Рагби учился Чарльз Лютвидж Доджсон, хорошо известный русскоязычным читателям под псевдонимом Льюис Кэрролл. Его мнение о времени учёбы в этой школе было совсем другим: «Ни за какие земные блага я не согласился бы пройти через эти три года опять» [4]. Справедливости ради следует отметить, что Томас Арнольд (Доктор) тогда уже не был директором Рагби. Он умер в 1842 г. в возрасте 46 лет от сердечного приступа. Имеют реальных прототипов и некоторые другие персонажи. Так, прототипом Джорджа Артура, одного из друзей Тома Брауна, считается Артур Пенрин Стэнли (Arthur Penrhyn Stanley) –  крупный церковный деятель викторианской эпохи.

Следствием автобиографичности изложения является то, что на всём его протяжении в него вплетаются реальные, а не выдуманные, места, события и люди. В особенности первая глава изобилует упоминаниями об исторических событиях и лицах, памятниках и легендах, которые, возможно, хорошо известны английской аудитории, но мало что говорят большинству русскоязычных читателей. Выход тут может быть только один – примечания. В тексте их много, и это объективная необходимость, продиктованная спецификой данного литературного произведения. Примечания помещены не в конце текста, как это обычно принято и где их никто не читает, а непосредственно под тем абзацем, в котором встречается поясняемое слово или выражение. Они выделены курсивом, так что у лиц, страдающих непереносимостью примечаний в каком бы то ни было виде, есть простой выход – пропускать весь курсив. Но делать этого не советую, там встречаются действительно очень интересные вещи. А чтобы придать нашему с Хьюзом изложению наглядность, я использовала иллюстрации – современные фотографии мест, о которых идет речь в тексте, а также гравюры соответствующего исторического периода. Кроме того, в примечаниях я оговариваю перевод некоторых слов и выражений, не имеющих точных эквивалентов в русском языке. Читатель имеет право знать, откуда что берётся.

В заключение необходимо сказать несколько слов о влиянии творчества Т. Хьюза на культуру. Как уже указывалось выше, роман «Школьные годы Тома Брауна» имел огромный успех, и не только в Британии, но и в США, и в Европе, где он был переведён на многие языки, включая русский. Это способствовало росту популярности жанра «школьного романа», к которому с тех пор обращались многие писатели в Великобритании и других странах. Большое влияние эта книга и особенно выраженное в ней отношение автора к спорту оказали на юного Пьера де Кубертена, ставшего впоследствии основателем современного олимпийского движения. [6] Роман «Школьные годы Тома Брауна» неоднократно экранизировался в Великобритании и США. Самая первая из экранизаций была снята в 1916 г., последняя – в 2005. Кроме того, у одного из действующих лиц книги в ХХ веке неожиданно появилось литературное продолжение. Это действующее лицо – Флэшмен, самый отрицательный персонаж, отъявленный мерзавец, любимым занятием которого было обижать маленьких. В конце концов, его исключили из школы за пьянство. Британский писатель Джордж Макдональд Фрейзер (George MacDonald Fraser) написал серию исторических романов, героем, вернее, антигероем которых, является Флэшмен, а темой – его жизнь и приключения после того, как его выгнали из школы. Романы написаны в форме мемуаров бригадного генерала сэра Гарри Пэджета Флэшмена (Harry Paget Flashman), которые он якобы написал в старости. Мистификация вполне удалась, потому что после выхода в 1969 году первого романа серии некоторые рецензенты решили, что это действительно мемуары реально существовавшего лица. В романах Фрейзера Флэшмен полностью сохраняет характеристики, данные ему Хьюзом, – это трус и подлец, что не мешает ему получать ордена, делать блестящую карьеру и обладать самыми красивыми женщинами.

То, что спустя сотню лет одно из действующих лиц Хьюза вдохновило другого писателя на создание интересных и ярких книг, лишний раз свидетельствует о жизненности созданных им персонажей. И русскоязычный читатель, встретившись с ними на страницах романа, наверняка обнаружит, что и в жизни ему приходилось сталкиваться и с Томами Браунами, и с Флэшменами, хотя их звали иначе, и они говорили на другом языке.

 

Источники:

 

1. Англо-русский словарь под ред. В. К. Мюллера.

2. Ч. А. Бристед, "Пять лет в английском университете", гл. 4.

3. Ч. А. Бристед, "Пять лет в английском университете", гл. 22.

4. Collingwood, Stuart. The Life and Letters of Lewis Carroll. London: T. Fisher Unwin, 1898, pp. 30–31.

5. Great public schools, 1893.

6. Mehaffey, John. Rugby school inspired founder of modern Games.

7. "Rugby School". New International Encyclopedia, 1905

 8. Shrosbree, Colin. Public schools and private education: the Clarendon Commission, 1861-64, and the Public Schools acts, 1988.

 

 

 

Hosted by uCoz